Занятие № 8


Тема: Виды и характеристики шрифтов. Типографские единицы измерения. Макетирование строк.
Цель: изучить виды и характеристики шрифтов, а также типографские единицы измерения.

 

План

  1. Типографские  термины
  2. Правила и приемы верстки

Верстка представляет собой процесс компоновки текстового и графического материала для публикации в печатной или электронной форме. Поэтому представление о том, что верстка - это набор текста, является ошибочным. Верстальщик получает уже набранный наборщиками текст и графику, подготовленную дизайнерами. Его задача - разместить материал на полосе в соответствии с макетом. В некоторых случаях в обязанности верстальщика входит разработка макета, в других - этим занимается дизайнер, а верстальщику требуется только разместить материал.
Типографские термины
С развитием цифровых систем допечатной подготовки типографская терминология вышла далеко за пределы узкоспециали­зированных книжных фабрик. Теперь с ней приходится сталкиваться всем пользователям настольных издательских комплексов и мини-типографий.
Символы

Единииы измерения

Пробелы

Абзацы

Элементы макета

Производственные термины

Редакторы и корректоры в процессе правки ставят специальные значки, руководствуясь которыми верстальщик вносит исправления в текст (см. табл. 1.3).
Таблица 1.3. Символы редактирования



Правила и приемы верстки
Как правило, перед верстальщиком стоит задача разместить требуемый текстовый и графический материал на заданной площади полосы. При этом необходимо обеспечить читаемость тек­ста и сделать макет привлекательным для читателя.
За многолетнюю историю развития печатного дела сложились некоторые правила верстки, соблюдение которых позволит даже начинающим верстальщикам избежать многих «подводных камней» и получить хороший результат.
Длина строки. Длину строки рекомендуется ограничивать 60 символами. Снижение этой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы (в строку рекомендуется помещать до 12 слов). После выбора размера строки следует поэкспе­риментировать с межстрочным интервалом, чтобы подстроить его под плотность используемой в наборе гарнитуры.
В случае превышения оптимального количества символов в строке чтение будет затруднено. Чтобы избежать этого, можно выбрать больший кегль или использовать шрифт с более широкими литерами, стремясь избежать выхода за рекомендованный предел. Одним из вариантов является переход к набору в несколько колонок.
Определение ширины колонок. При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо придерживаться следующего универсального правила, позволяющего определить верхний предел ширины колонки. Следует выписать в строку все строчные буквы того шрифта, которым предполагается набирать колонку. Если длину полученной строки умножить на полтора, то получится максимально допустимая ширина колонки.
В соответствии с этим правилом можно определить предельное число колонок на листе в зависимости от ширины символов применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и вида шрифта.
Выключка. Выключкой называется тип выравнивания абзаца относительно страницы. Любой абзац при верстке может быть выровнен одним из следующих способов: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату. Каждый из этих способов предполагает верстку в строку стольких слов, сколько может в ней поместиться.
По правому  и левому краю – применяется при верстке списков, таблиц и в случае использования узких колонок
По формату – используется для верстки основного текста (в книгах, журналах, газетах и др. изданиях)
При выключке по левому, по правому краю и по центру расстояние между словами и символами в словах остается неизменным и соответствует оптимальным значениям, установленным для данной гарнитуры. В случае использования выключки по формату необходимо обеспечить ровные правый и левый края текстового блока. Это делается автоматически за счет увеличения или уменьшения пробелов между словами и, в наиболее совершенных программах верстки, между символами в словах. При хорошей верстке это практически незаметно, однако стоит посмотреть внимательно на любую книжную или журнальную страницу с выключенным по формату текстом, и станет очевидно различие величины пробелов.
Расстановка переносов. В современных настольных издательских системах (сокращенно DTP - Desktop publishing) реализованы алгоритмы автоматической расстановки переносов.
Вместе с тем сохраняется возможность ручной расстановки так называемых «мягких» переносов.
Если слово, в котором установлен «мягкий» перенос находится в середине текстовой строки, оно ничем не отличается от других слов. Однако когда оно оказывается около края текста, в том месте, где он был установлен, происходит перенос части слова на следующую строку, а дефис в месте переноса появляется автоматически.
Как правило, переносы используются в основном тексте, а в заголовках, колонтитулах и подписях к рисункам запрещаются. Считается нежелательным разрешать подряд более трех перено­сов, так как это может затруднять чтение. Верстальщик должен сам определять, что предпочтительнее в каждом конкретном случае - не допускать больших пробелов между словами или ограничивать количество переносов. Полностью отказаться от разбиения и переноса слов невозможно, так как при малой ширине колонки это приведет к слишком большим промежуткам меж­ду словами (см. рис. 1). Большие промежутки между словами в тексте появляются обычно в тех случаях, когда применяется выключка по формату, а ширина колонки, в которой верстается текст, невелика. Эффект усугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Для того чтобы хоть как-то бороться с этим, некоторые DTP-системы выполняют разрядку букв (трекинг) в длинных словах у тех строк, в которых промежутки особенно велики. Результаты такой верстки с разрядкой можно часто наблюдать в газетных статьях.

Один из основных способов улучшения внешнего вида документа - настройка кернинга и трекинга.
Кернинг. Под кернингом (от англ. kerning - межсимвольный интервал) понимается расстояние между парами символов (букв). Кернинговые пары - это пары символов, например, AW, Та, HR,| АЧ и др. Для каждого шрифта можно выполнять настройку расстояния между различными символами - так, расстояние между символами А и Ч может быть меньше, чем между П и Н (см. рис. 1.12).

 

Рис. 2. Кернинговые пары


Это делается потому, что без настройки кернинга некоторые буквы зрительно воспринимаются отстоящими далеко друг от друга (хотя на самом деле расстояния между всеми символами могут быть абсолютно одинаковыми), и читателю приходится подсознательно определять, относятся они к одному слову или к разным. Это уменьшает скорость и комфортность чтения и приводит к быстрой утомляемости.
Какими должны быть интервалы для каждой пары символов,  определяет художник, разрабатывающий шрифт. Изменять их нужно только в том случае, когда это действительно необходимо.
Трекинг. Тренингом называется расстояние между символами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее трекииг, тем  «светлее» окраска текстового материала.
Трекинг не следует путать с кернингом. При изменении трекинга происходит увеличение или уменьшение овалов между символами на одну и ту же величину, при этом соотношение кернинговых пар остается неизменным.
При использовании трекинга рекомендуется учитывать ряд особенностей восприятия человеком типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядит лучше, если литеры в словах стоят более плотно (чем при использовании стандартного интервала). Это особенно заметно в тех случаях, когда слово набрано целиком прописными литерами. Степень необходимой коррекции межбуквенного интервала зависит не только от кегля, но и от гарнитуры. Некоторые гарнитуры требуют более ощутимой настройки трекинга, другие могут обойтись практически без нее.
Обычно настройка трекинга необходима для того, чтобы разместить текст на заданной площади полосы, однако может использоваться и как дизайнерский прием.
Интерлиньяж. Это расстояние между базовыми линиями двух соседних строк. Не следует путать интерлиньяж с межстрочным интервалом (см. рис. 3). Интерлиньяж измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов.
Рис. 3. Интерлиньяж, кегль и межстрочный интервал
Отрицательный межстрочный интервал. Интерлиньяж считается отрицательным, когда его значение меньше размера шрифта в строке (например, если интерлиньяж составляет 20 пт при размере шрифта 24 пт.) Манипулируя величиной интерлиньяжа, можно добиться частичного наложения следующей строки на предыдущую.
Отрицательный интерлиньяж при верстке обычных текстовых документов используется относительно редко. Но возможность использовать отрицательную величину бывает полезна при художественном оформлении различных логотипов, заголовков, колонтитулов, иллюстраций и пр.
Обработка текста. Обычно текстового материала набирается больше или меньше, чем отведенного под него места на полосе. Для того чтобы весь материал поместился на отведенной для него площади, верстальщику следует выполнить подгонку (такая необходимость часто возникает при верстке журналов, газет и других подобных изданий, т.е. там, где заранее известна площадь, на которой должны расположиться все материалы).
Следуя приводимым ниже советам, можно уменьшить или увеличить до заданных пределов объем текста. Методы приводятся по степени предпочтения: к последним следует обращаться только в том случае, если действие первых недостаточно.


Рис. 1.14. Различие в размерах гарнитур (все надписи имеют кегль 10 пт)

При выполнении верстки необходимо придерживаться определенных правил, нарушение которых приводит к браку.
Выделения. В тексте часто возникает необходимость выделить определенный фрагмент: дату, важную мысль, фамилию или сочетание клавиш. Это позволяет легче ориентироваться в тексте и достигать лучшего восприятия его читателем.
Для выделения в тексте могут использоваться различные способы. Наиболее часто применяется курсивное, полужирное или подчеркнутое начертание. Иногда применяется набор вразрядку, КАПИТЕЛЬЮ. ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, использование другой гарнитуры, а также различные сочетания - например, полужирный курсив.
Какой способ будет использован в том или ином случае, определяется в ходе разработки макета. При этом следует избегать слишком большого разнообразия применяемых методов - достаточно использовать два-три варианта.
Курсив обычно применяется для выделения в основном тексте (особенно хорошо курсив смотрится для шрифтов с засечками. Курсив не слишком резко выделяется на общем текстовом фоне, поэтому он с успехом может использоваться для выделения достаточно больших объемов текста, например, цитат. Такой вид выделения традиционно применяется в списках (иногда для усиления впечатления добавляется и полужирное начертание), выделяются фамилии авторов, эпиграфы, подписи к рисункам и таблицам.
Полужирное начертание является одним из наиболее сильных средств выделения. В основном тексте его рекомендуется использовать только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Как правило, полужирный шрифт используется в заголовках и подзаголовках, шапках таблиц, колонтитулах и пояснительных надписях к рисункам и схемам.
Подчеркивание считается устаревшим способом выделения, который применялся в текстах, набранных на пишущих машинках. Однако при умелом использовании подчеркивание является достаточно эффективным средством выделения, так как дает возможность добавить тексту динамику. Не случайно линии подчеркивания часто используются при оформлении колонтитулов и заголовков, в списках и выносках.
ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ практически всегда используются в заголовках. Читать их труднее, чем строчные, потому что в процессе чтения человек воспринимает привычные комбинации букв в словах, а не каждую букву отдельно. Слова, набранные заглавными буквами, затрудняют такое распознавание и процесс чтения больших объемов текста затрудняется. Заглавные буквы широко применялись для выделения при машинописном наборе и по традиции используются в различного рода научных работах - рефератах, дипломах, диссертациях.
Капителью называется такое начертание, при котором буквы по высоте равны строчным, но по начертанию соответствуют заглавным. Сравнительно редко применяемый способ выделения, выделение капителью дает возможность избежать слишком сильного воздействия заглавных букв.
Применение для выделения другой гарнитуры связано с некоторыми проблемами. В частности, выбранная для этой цели гарнитура должна хорошо контрастировать с гарнитурой основного текста, и в то же время гармонировать с ним. Кроме того, такой способ более трудоемкий, чем остальные, потому что для каждого выделения необходимо вручную назначать текстовому фрагменту другой шрифт. Это может вызвать проблемы при использовании стилей - при изменении стиля все выделения могут исчезнуть. Чтобы избежать этого, для выделений нужно создать специальный символьный стиль (т.е. стиль не абзаца, а символа, например, стиль для выделения сочетания клавиш).
Разрядка часто использовалась при наборе на пишущих машинках, но в системах компьютерной верстки используется сравнительно редко. Это обусловлено тем, что не всегда можно понять, выделено слово разрядкой специально или это ошибка верстальщика, не устранившего нежелательный эффект разрядки при выравнивании абзаца. Не рекомендуется применять разрядку к строчным буквам - это тоже может выглядеть как ошибка при расстановке переносов, а слишком далеко расставленные буквы воспринимаются как относящиеся к разным словам.
Для усиления воздействия можно сочетать различные способы  выделения,  хотя  не  все они хорошо гармонируют друг с другом. Так, курсив хорошо сочетается с полужирным начертанием, но плохо - с разрядкой, с которой гораздо лучше смот­рится выделение заглавными буквами.
Пользоваться выделениями нужно сдержанно. Известно, что большинство людей, не владеющих техникой скорочтения, мысленно проговаривают прочитываемый текст. Все выделения им тоже приходится «выделять» про себя, поэтому не стоит злоупотреблять ими в тексте - это затрудняет чтение и вызывает раздражение у читателя.
Компьютерная верстка многократно облегчила труд наборщиков и верстальщиков, однако нельзя забывать о том, что человеческий фактор по-прежнему остается определяющим в вопросах качества верстки. Поэтому следует как можно тщательнее проверять тексты, причем не на экране, а только на распечатках. Практика показывает, что на экране нельзя достаточно хорошо вычитать текст, а на бумаге тренированный глаз сразу находит ошибки.

Контрольные вопросы

  1. Назовите характеристики символов.
  2. В каких единицах измеряют размеры символов и пробелов?
  3. Какими величинами характеризуются пробелы?
  4. Назовите характеристики абзацев.
  5. Охарактеризуйте элементы макета.
  6. Какие производственные термины верстки вам известны?
  7. Как рекомендуют определять длину строки, ширину колонки?
  8. Каковы рекомендации по расстановке переносов? Как переносы связаны с выключкой?
  9. В каких случаях устанавливают отрицательный межстрочный интервал?
  10. Каковы правила и порядок подгонки материала по месту на полосе?
  11.  Способы выделения фрагментов текста на полосе и их предпочтение.

Литература