Занятие № 14
НАБРОСОК МАКЕТА
Чтобы получить хороший макет, начните с эскиза, примерно отражающего окончательный вид документа. Время, которое вы при этом потратите, возвратится вам сторицей, позволив избежать бесконечных переделок. С чего начать?
Прежде всего представьте, как будет смотреться документ в готовом виде, и сделайте несколько набросков на бумаге. Допустим, вы хотите создать 8-страничный информационный бюллетень со стандартными полосами размером 210 х 297 мм (формат А4). Для наброска возьмите 2 листа чистой бумаги размером 210 х 297 мм, положите их один на другой и согните по ширине листа - так вы получите уменьшенное подобие вашего 8-страничного бюллетеня. Затем возьмите карандаш и набросайте шапку, оформление обложки, рисунки и/или тексты, верхние и нижние колонтитулы. Прикиньте, какой ширины следует задать верхние, боковые и нижние поля, и отметьте это на полосах. Обозначьте на каждой полосе рисунки и текст.
Изменения можно вносить на любой, даже самой последней, стадии подготовки документа. Если вы уже немного знакомы с какой-нибудь программой DTP, то можете обойтись и без карандаша, сделав набросок прямо на экране монитора.
ВЫБОР ФОРМАТА
В Европе форматы выпускаемой промышленностью и используемой в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной Организации Стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем - DIN (Deutsche Industrie-Norm) - Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN постулирует ряд форматов, объединенных в DIN-Ax-серию.
Все форматы ряда представляют собой производные от основного формата DIN А0, имеющего размеры 1189 мм х 841 мм. Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны, то получатся два листа формата DIN A1. Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DIN А2 и т. д. Наименьшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки - формат А6. Наиболее известны форматы DIN A5, A4 и A3.Формат (DIN) Миллиметры Дюймы
А0 841 х 1189 33,1 х 46,8
A1 594 х 841 23,4 х 33,1
A2 420 х 594 16,5 х 23,4
A3 297 х 420 11,7 х 16,5
A4 210 х 297 8,3 х 11,7
A5 148 х 210 5,8 х 8,3
A6 105 х 148 4,1 х 5,8
ОРИЕНТАЦИЯ СТРАНИЦЫ
Строки на странице могут быть расположены по-разному. Расположение строк вдоль короткой стороны листа называется продольной (книжной или портретной - от англ. portrait) ориентацией страницы, в противном случае поперечной (альбомной или ландшафтной - от англ. landscape).
Поперечная ориентация Продольная ориентация
ПОЛЯ
При выборе соотношения размеров полей и текста на странице следует стараться достичь гармонии. Наряду с этой общей рекомендацией существуют и более конкретные правила. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа. Если речь идет о единственной странице, содержащей текст целиком, то левое и правое поля должны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее шире верхнего Рекомендуется следующая ширина (в относительных единицах): 3 для левого и правого поля, 5 для верхнего, 8 для нижнего.
ПОЛЯ НА КНИЖНЫХ СТРАНИЦАХ
Правила для выбора размера полей книжных страниц несколько отличаются от приведенных выше правил для отдельных страниц текста. Здесь следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы при развороте книги текст на смежных страницах выглядел бы симметрично. Аналогичные проблемы возникают при верстке любых многостраничных документов, если печать выполняется на обеих сторонах листа. Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению таких документов предъявляют и чисто технические требования. В частности, необходимо помнить, что часть внутреннего поля «поглощается» при подшивке (переплете). Если не учесть этой технологической особенности, то в лучшем случае текст окажется «стянутым» к корешку книги, а в худшем - может частично попасть в переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным.
Для установки размеров полей страницы можно воспользоваться следующим алгоритмом.
Сначала следует определить ширину части страницы, выделенной под текст (ширину набора), включив сюда при многоколонном наборе ширину межколонных интервалов. Разность между шириной страницы (без учета ширины переплета) и шириной набора следует поделить на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (или переплетное) поле, расположенное с той стороны листа, которая будет подшиваться. Две оставшихся - на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа. Далее следует провести диагональ из левого нижнего в правый верхний угол страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей можно получить границы верхнего и нижнего полей.
Другим распространенным способом определения полей является деление страницы на девять равных частей. Как это делается, понятно из рисунка.
ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА
При работе над дизайном будущей публикации можно использовать большое количество различных элементов. Наиболее распространенные из них приведены ниже.
ВЫПУСК ЗА ОБРЕЗ
Этот элемент макета представляет собой текст, рисунок или линию, которые будут выходить за границу полосы после ее обрезки. Подобные элементы могут стать очень эффективным средством дизайна.
БУКВИЦА (DROP CAP)
Это большая заглавная буква, спускающаяся вниз на несколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.
ВЫВОРОТКА (REVERSED OUT TEXT)
Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст на черном фоне.
ПУЛЯ (BULLET)
Метка пункта списка. Кружок размером в полукруглую шпацию получил весьма широкое распространение в качестве меток пунктов списков. Однако не стоит ограничиваться только этим символом. Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит даже более солидно, чем кружок. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Треугольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основное назначение метки: «смотри сюда!». В некоторых гарнитурах шрифтов, например в гарнитурах Zapf Dingbats и Wingdings, имеется еще ряд геометрических фигур.
ОБОРКА
Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменяются таким образом, что текст располагается вокруг вставки, как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования.
ЛИНЕЙКИ (RULES)
Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета друг от друга. Линейки придают полосе законченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы.
РАМКА (PRINTING RULE)
Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текста или иллюстрации.
ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
1 - клапан суперобложки; 2 - форзац; 3 - фронтиспис; 4 - титульный лист; 5 - суперобложка; 6 - книжный блок; 7 - ляссе.
МОДУЛЬНАЯ СЕТКА
Большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу.
ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ
Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, книги, газеты, годовые отчеты, просматриваете рекламные листовки и брошюры собирайте образцы особенно удачных и неудачных решений. Складывайте их в две папки, озаглавленные «Хорошие» и «Плохие», отмечая, что хорошо или плохо в данном макете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя гораздо увереннее в области технического и художественного редактирования.
Составьте план будущего документа. Чем проще, тем лучше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят четче, лучше читаются и обеспечивают концентрацию внимания читателей.
Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 30 колонок текста, но кто станет их читать? Общее правило: не используйте больше трех специальных типографских эффектов на развороте из двух полос.
Ваш макет должен создавать четкое представление о характере документа. Если вы компонуете рекламное сообщение о продукте, то пусть ваш макет выглядит как реклама, а не как научный трактат.
Брошюра - непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой.
Брошюровка - подбор и, при необходимости, скрепление разрозненных листов в "пакет" для получения готовой брошюры.
Брошюровочно-переплетные процессы - завершающие полиграфическое производство процессы, приводящие к получению из отпечатанных листов или тетрадей издания брошюр, журналов или книг в обложке или переплете. Включают фальцовку, подборку, шитье, или бесшвейное скрепление книжно-журнальных тетрадей, крытье обложкой и др.
Послепечатная жизнь книжно-журнальных изданий
Послепечатная подготовка — заключительный этап выпуска проектируемого издания — определяет конечный вид любой печатной продукции.
Книжно-журнальные издания занимают значительную долю современного издательского рынка, направление успешно развивается. Подобное производство тесно связано с послепечатными процессами и включает широкий спектр операций. Существует множество полиграфических салонов и типографий, в перечень услуг которых входит послепечатная обработка, но список производимых ими технологических операций далеко не всегда полон. Есть компании, которые занимаются печатью, но не оказывают услуг «послепечатки». Заказчику стоит это учесть и заранее задуматься о дальнейшей судьбе отпечатанного тиража. Знание же основ технологии послепечатных процессов и их учет, начиная с этапа допечатной подготовки, поможет решить задачу оптимальным способом.
Данная статья открывает цикл публикаций, посвященных послепечатной обработке; цель — обзор направлений в области технологии послепечатки. Более подробно методы обработки с учетом оборудования и вида проектируемого издания будут описаны в следующих номерах. Отдельные статьи будут посвящены таким актуальным проблемам, как производство книг в обложке, обработка малотиражной продукции в условиях малых типографий и т. д.
Бумажная семья
Послепечатная обработка включает в себя брошюровочные, переплетные и отделочные процессы, в свою очередь состоящие из разнообразных операций (схема 1), количество которых определяется видом издания: листовое (группа I), журнальное (группа II), книжное (группа III). К листовой продукции относятся газеты, плакаты, буклеты, открытки. Форматы для них не установлены, послепечатная обработка сводится к отделке и может включать в себя припрессовку пленки или лакирование, тиснение, перфорацию.
Журналы, как и книги, представляют собой блок листов, скрепленных в корешке, в обложке или переплетной крышке. Их отличие в периодичности.
Журналы, в отличие от листовых изданий, имеют установленный формат, а их обработка занимает больше времени, ибо предусматривает брошюровочные (изготовление тетрадей, комплектовка и скрепление блока, раскрой обложки, крытье обложкой блока, обрезка) и отделочные (лакирование, биговка, прессование) процессы.
Книги представляют собой блок листов, скрепленных корешком, в обложке или переплетной крышке. Книжные издания объемом от 4 до 48 страниц, выпускаемые, как правило, в обложке, называются брошюрами (технология изготовления приведена на схеме 2). Производство книг в переплетных крышках наиболее трудоемко — технологический процесс включает все составляющие: брошюровку, переплетные операции, отделку (см. схему 3).
В случае каждой отдельной группы изданий технологический процесс послепечатной обработки идет непрерывно, однако состав и последовательность этапов отличаются. Так, брошюровочно-переплетные работы включают в себя комплекс операций, связанных с отделкой. Поэтому если речь идет об издании в переплетной крышке, то ее тиснение и отделка будут выполняться в ходе переплетного процесса (сохраняя при этом статус операции по отделке). При тиснении листовой продукции эта операция уже безо всяких оговорок относится к отделочным процессам. Подчеркнем, что на протяжении всей послепечатной обработки брошюровочные, переплетные и отделочные операции пересекаются.
Объективность качества
Для начала рассмотрим брошюровочные и переплетные процессы. Выделим критерии, по которым оценивается их качество:
фактура, цветность, композиция всех составных элементов, наличие вспомогательных элементов в издании;
удобство пользования, раскрываемость, прочность и долговечность материалов;
отсутствие механических повреждений элементов издания, затеков клея между страницами, смятия листов, деформации конструкции;
графическая точность и четкость тиснения и печати на переплетных крышках, равномерность закраски обрезов;
степень спрессованности, стойкость корешка к сдвигу, точность формы корешка и отгибки его краев, точность штриховки;
точность, прочность и долговечность сборки.
Конечно, этот перечень не является универсальным. Оценка по каждой позиции зависит от того, к какой группе относится продукция (учебной или детской литературе, справочникам, литературно-художественным произведениям и т. д.). Влияет и тип издания: обычное, улучшенное, подарочное.
Из чего же, из чего же?
Рассмотрим конструкцию книжно-журнальных изданий. Книги состоят либо из блока и обложки (это, в частности, характерно для брошюр), либо из блока и переплетной крышки. Конструкция журнальных изданий аналогична книжным, но чаще применяются обложки, а блок скрепляется либо шитьем проволокой (при малой толщине блока), либо клеевым бесшвейным способом (для более толстых изданий).
Рис. 1. Конструкция книги в переплетной крышке
1 – тетради — сфальцованные листы бумаги;
2 – форзацы — односгибные листы бумаги или конструкции из двух листов; служат для скрепления книжного блока со сторонками переплетной крышки;
3 – корешковый материал — используется для упрочнения корешка с переплетной крышкой;
4 – каптал — шелковая, хлопчатобумажная лента шириной 13-15 мм с утолщенным краем; на края корешков книжных блоков наклеивается два каптала для улучшения скрепления концов тетрадей;
5 – бумажная полоска.
Книжным блоком называется комплект тетрадей (специальным образом сложенных по местам сгиба листов) или отдельных листов. Блок может содержать дополнительные конструктивные элементы, например, форзацы (см. рис. 1), вклейки или вкладки.
Обложка — внешнее покрытие книжных и журнальных изданий; соединяется с книжным блоком без форзаца.
Переплетной крышкой называется внешнее покрытие, используемое для книжных и журнальных изданий и состоящее из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом; скрепляется с книжным блоком при помощи корешкового материала и форзаца.
Рис. 2. Конструкция переплетной крышки
1 – картонные сторонки — детали переплетной крышки из плотного материала, имеющие формат издания;
2 – отстав — полоска плотной бумаги или картона, наклеиваемая на корешок переплетной крышки для придания ему прочности и упругости;
3 – шпация — промежуток между двумя картонными сторонками переплетной крышки, определяемый толщиной корешка книги;
4 – расстав — расстояние между сторонкой переплетной крышки и отставом;
5 – загиб покровного материала на внутреннюю сторону переплетной крышки.
Для лучшего понимания технологии послепечатной обработки книжных изданий и назначения каждой операции рассмотрим компоненты книги, состоящей из книжного блока и переплетной крышки (рис. 1, 2).