Занятие № 13
Тема: Основные принципы макетирования.
Цель: изучить основные принципы макетирования публикации: последовательность разработки макета, а также основные приемы и правила, которые следует учитывать при создании макета.
Основные принципы макетирования
1. Понятие макетирования
Макетом издания называется взаимное расположение элементов макета - колонок, текстовых блоков, графического материала, цветовых решений, а также колонтитулов, разделительных линий, рамок и других элементов оформления.
Макетированием называется процесс взаимной компоновки элементов макета с учетом баланса, формы, масштаба, пропорциональности, цвета и других факторов, определяющих восприятие, для достижения цели издания.
Макеты электронных и печатных изданий имеют некоторые различия, обусловленные их технологическими особенностями. Так, при восприятии печатного издания, наряду с визуальным, большую роль играет также тактильное восприятие - плотность и качество бумаги, переплет и даже запах.
Для электронных изданий, в свою очередь, большое значение имеет, прежде всего, удобство навигации, что требует четкого структурирования и организации гиперссылок.
Стиль оформления зависит от направленности издания. Удачный макет должен соответствовать содержанию и обеспечивать цельность и легкость восприятия. Современные пакеты компьютерной графики позволяют создавать большое количество различных спецэффектов, однако при разработке макета следует руководствоваться прежде всего конечной целью - как можно лучше донести до читателя информацию, - а не стремиться применить все возможные эффекты в одном документе.
Поэтому для каждого из условных типов издания. Это не означает, что необходимо всегда строго придерживаться правил, однако для разработки хорошего макета не стоит пренебрегать сложившимися принципами. Дело в том, что восприятие читателя (и заказчика) уже в какой-то мере подготовлено другими изданиями, т.е. онпримерно знает, как должен выглядеть компьютерный журнал а как - газета, содержащая рекламную информацию. Если же предложить даже очень профессионально сделанный макет, который будет сильно отличаться от аналогичных изданий, это может привести к непониманию и разногласиям.
Создание макета - сложный творческий процесс. Работа на ним может потребовать значительного количества времени, а также глубоких знаний в области дизайна.
2. Планирование издания
Разработка макета начинается с этапа планирования – обсуждения целей и задач издания с заказчиком или главным редактором.В результате планирования должны быть определены основные параметры будущей газеты, журнала или книги - формат, количество страниц, качество и плотность бумаги, решен вопрос о количестве используемых цветов и пред полагаемомтираже. Если оформление документа должно отвечать каким-либо специальным требованиям (например, при подготовке научной книги или учебного пособия), они должны быть четко оговорены. После этого необходимо определить, как будет осуществляться вывод оригинал-макета: самостоятельно сервисном бюро (в любом случае верстальщик должен располагать драйвером устройства, на котором будет производиться вывод пленок).
На этапе планирования нужно тщательно продумать структуру документа и создать таблицу стилей. Это позволит в случае необходимости быстро изменить макет и значительно облегчит дальнейшую работу.
Чтобы структурировать публикацию, необходимо иметь четкое представление о размещаемом материале. Дизайнер может получить нужную информацию от редактора или непосредственно от заказчика. На этой стадии разработки макета часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у заказчика еще не совсем готов текст и он не может точно определить не только его объем, но и структуру разделов и рубрик будущего издания. Обстановку может осложнять то обстоятельство, что подготовкой материалов, которые предполагается включить в публикацию, занимаются несколько человек, работу которых еще требуется согласовать. При этом у каждого наверняка имеется свое мнение относительно макета и внешнего вида издания.
В этом случае дизайнер обречен на бесконечную переделку макета в соответствии с постоянно меняющимися требованиями заказчика, что связано иногда с довольно ощутимыми расходами (на транспорт, вывод образцов на цветном принтере, переговоры с типографией и т.д.). В конце концов либо заказчик отказывается от услуг дизайнера, либо сам дизайнер отказывается от выполнения работы.
Дизайнер, если он заинтересован в получении заказа, может помочь заказчику (а заодно и себе). Это потребует известного терпения и такта, но в результате можно получить выгодный заказ и перспективу дальнейшего сотрудничества.
На первой встрече с заказчиком желательно узнать побольше о нем и о деятельности его организации. Это позволит определить не только основные элементы публикации, но и его серьезность и платежеспособность. Не стоит тратить время на различного рода деятелей, пытающихся бесплатно получить профессиональный макет и консультации. При проведении переговоров следует помнить о том, что полиграфия - это достаточно капиталоемкий бизнес, и стоимость услуг по допечатной подготовке составляет обычно лишь небольшую часть от стоимости всего тиража.
Если заказчик испытывает затруднения в разработке структуры будущей публикации, дизайнер может показать ему другие аналогичные издания и в процессе переговоров выявить те приемы и решения, которые нравятся заказчику. В этом случае ему останется только уточнить необходимые детали и представить на рассмотрение сигнальный экземпляр. Ведь в конечном итоге задача дизайнера - сделать такой макет, который произведет впечатление на заказчика, а для этого прежде всего необходимо понять, что именно заказчик хочет увидеть.
При этом только дизайнер может определить, насколько сложным окажется применение того или иного приема верстки для печати в типографии. Если какое-либо решение окажется слишком сложным, следует убедить заказчика отказаться от него. Конечно, не стоит при этом говорить: «Нет, это я сделать не смогу» или «В этой типографии такое нормально не напечатают». Заказчики бывают разные, и после таких заявлений они могут начать искать такого дизайнера, который сможет «это сделать» или такую типографию, в которой смогут «это напечатать». Результат, как правило, оказывается ничем не лучше, только вот гонорар получит другой человек.
Поэтому в такой ситуации следует не критиковать неудачное решение, а предложить другое, которое не вызовет проблем при печати, но при этом будет выглядеть не хуже, а желательно - лучше отвергнутого. Как ни странно, такой вариант почти всегда есть.
В результате планирования должны быть распределены обязанности сторон и четко оговорено, кто за что отвечает. Обычно заказчик готовит весь текстовый материал и предоставляет оригиналы фотографий, а в обязанности дизайнера входит сканирование и обработка оригиналов, разработка макета и собственно верстка публикации. Здесь следует отметить, что верстка и подготовка материалов - разные вещи, которые требуют от дизайнера владения различными программными продуктами и соответствующей квалификации. Оплата за такую работу также различна и варьируется в достаточно широких пределах в зависимости от сложности заказа, качества предоставленных заказчиком оригиналов и уровня мастерства дизайнера.
Разумеется, возможны различные варианты: например, заказчик может предоставить уже готовые изображения в цифровом виде, которые не нуждаются в обработке. В этом случае от дизайнера требуется только разработать макет и сверстать публикацию. Однако за качество отпечатанных изображений он уже не будет нести никакой ответственности.
С другой стороны, некоторые опытные дизайнеры работают в тесном контакте с типографией и сервисным бюро, выполняющим цветоделение, что позволяет им учитывать особенности конкретного оборудования. В таком случае дизайнер может предложить заказчику выполнить сопровождение заказа, т.е проконтролировать его качественное исполнение на этапе цветоделения и печати. Это требует достаточно высокой квалификации, но зато шансы получить высококачественный тираж намного повысятся.
3. Выбор формата публикации
Одним из первых элементов, определяющих компоновку макета, является формат.
В Европе форматы выпускаемой промышленностью и используемой в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной Организации Стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем - DIN (Deutsche Industrie-Norm) - Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN постулирует ряд форматов, объединенных в DIN-Ax-серию.
Все форматы ряда представляют собой производные от основного формата DIN АО, имеющего размеры 1189x841 мм. Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны, то получатся два листа формата DIN A1. Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DIN A2 и т.д. Наименьшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки - А6. Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и A3. В табл. 1.4 приводятся наиболее распространенные форматы в метрической и дюймовой системах.
Таблица 1.4. Печатные форматы
Формат (DIN) |
Миллиметры |
Дюймы |
АО |
841 х 1189 |
33,1x46,8 |
А1 |
594x841 |
23,4x33,1 |
А2 |
420 х 594 |
16,5x23,4 |
A3 |
297 х 420 |
11,7х 16,5 |
А4 |
210x297 |
8,3x11,7 |
А5 |
148x210 |
5,8x8,3 |
А6 |
105 х148 |
4,1 х5,8 |
Строки на странице могут быть расположены по-разному. Расположение строк вдоль короткой стороны листа называется книжной или портретной (от англ. portrait) ориентацией страницы, а вдоль длинной - альбомной или ландшафтной (от англ. landscape)
В горизонтальных макетах взгляд читателя перемещается слева направо. Такую ориентацию печатного листа применяют в основном для создания рекламных плакатов, объявлений и других документов, в которых присутствует небольшое количество текста. Это обусловлено тем, что в случае использования горизонтального макета длина текстовой строки может оказаться слишком большой для комфортного чтения.
Вертикальные макеты характерны для книг, газет и журналов, т.е. изданий, насыщенных текстовым материалом. В таких макетах взгляд перемещается не только слева направо, но и сверху вниз.
Формат издания определяется в зависимости от оборудования, установленного в типографии. Поэтому, приступая к проектированию макета, следует прежде всего выяснить, на каком оборудовании будет производиться печать, и определить предпочтительный формат, обеспечивающий наиболее рациональный расход бумаги. Самым распространенным форматом в странах СНГ на сегодняшний день является A3, поэтому большинство книг и журналов делаются таким образом, чтобы на форме формата A3 разместилось максимальное число разворотов (если формат страницы А4, то на форме помещается один разворот, если А5 - два).
При создании презентационных и представительских документов иногда требуется нестандартный формат, который подчеркивает индивидуальность издания. В этом случае придется смириться с тем, что часть бумаги будет потеряна, и применение нестандартного формата обойдется дороже. С другой стороны, на неиспользуемой части можно (при наличии достаточного свободного пространства) разместить какую-либо дополнительную информацию (например, напечатать календарики, закладки или визитки).
Если же требуется издание большего формата, чем A3, нужно найти типографию, располагающую широкоформатной печатной машиной. Печать на таких машинах, как правило, отличается высоким качеством, но и, соответственно, более высокой ценой.
Определив формат печатного листа, можно приступать к расчету рабочего поля публикации. Рабочим полем называют ту область, которая будет напечатана. Все, что располагается за пределами рабочего поля, будет обрезано.
Чтобы рассчитать размеры рабочего поля, нужно вычесть из формата листа припуск на обрезку (обычно 3-5 мм) и область для размещения специальных типографских меток. Для этого нужно, чтобы размер рабочего поля в обоих измерениях был как минимум на 23 мм меньше выбранного формата бумаги. Кроме того, следует учесть ограничения устройства вывода, так как не все устройства могут производить печать до самого края бумаги или пленки.
Например, если предполагается напечатать полноцветный рекламный плакат формата А4, максимальное рабочее поле после вычета необходимого пространства для размещения типографских меток и обрезных полей (по 12 мм с каждой стороны листа) может составить 185x272 мм (см. рис. 1.19).
Для того чтобы напечатать иллюстрацию «в обрез» (или, как еще говорят печатники, «навылет»), нужно разместить ее таким образом, чтобы она выходила за линии обреза, но при этом не перекрывала область для печати типографских меток (на рис. эта область закрашена серым цветом). В этом случае обрезка будет выполнена прямо по иллюстрации.
Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и дизайна (например, в рекламных листовках и плакатах полей может не быть вообще), если макет предусматривает печать только с одной стороны листа то левое и правое поля обычно имеют равную ширину. Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее обычно делается шире верхнего. Рекомендуется следующая ширина в относительных единицах для левого и правого поля, 5 для верхнего, 8 для нижнего.
Место для размещения типографских меток размером 24 мм (считая от края листа до линии обреза)
В тех случаях, когда печать производится на обеих сторонах листа, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы поля были «зеркальными», т.е. текстовые блоки на разных сторонах листа совпадали. При подготовке многостраничных публикаций необходимо помнить, что часть внутреннего поля используется для переплета. Величина внутреннего поля, оставляемого для переплета, зависит от количества страниц и технологии переплета, поэтому данное значение нужно согласовать в типографии. Если этого не сделать, то текст может оказаться расположенным слишком близко к корешку книги, что может затруднить чтение или сделать его вообще невозможным.
Для расчета величины полей страницы можно воспользоваться следующим алгоритмом. Сначала следует определить ширину части страницы, выделенной под текст (ширину набора), включив сюда при многоколонном наборе ширину межколонных интервалов. Разность между шириной страницы (без учета ширины переплета) и шириной набора следует поделить на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (или переплетное) поле, расположенное с той стороны листа, которая будет подшиваться. Две оставшихся части отводятся на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа. Далее следует провести диагональ из левого нижнего в правый верхний угол страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пересечения этих диагоналей с границами левого и правого полей можно получить границы верхнего и нижнего полей.
Определение размера полей при помощи разбиения страницы на 9 равных частей
Еще одним способом определения полей является деление страницы на девять равных частей (см. рис).
Следует помнить о том, что на полях размещаются колонтитулы и различные декоративные элементы, поэтому нужно оставлять для них достаточно места. Если верхний колонтитул более насыщен информацией, чем нижний, то верхнее поле следует сделать больше нижнего.
Если требуется создать макет буклета, складывающегося три или более раз, необходимо тщательно рассчитать ширину каждой страницы и величину средника.
4. Создание таблицы стилей и разработка шаблонов
После того, как будут определены формат и основные смысловые разделы публикации, можно начинать разработку таблицы стилей. Стилем называется набор атрибутов форматирования, имеющий имя. Стили поддерживаются всеми программами компьютерной верстки, в том числе и Microsoft Word. Используя стили, можно очень легко задавать форматирование большим объемам текста, создавать оглавление и осуществлять поиск нужного фрагмента текста.
Например, если в первоначальном варианте макета для основного текста был использован шрифт размером 10 пунктов, а в процессе верстки оказалось, что объем текста слишком велик, можно один раз внести изменение в стиль, назначив размер основного текста 9 пунктов, и программа верстки автоматически применит изменение ко всем абзацам, которым был назначен данный стиль. В результате будет сэкономлено время, которое потребовалось бы на поиск и переназначение размера шрифта вручную по всей публикации (а ведь в публикации могут быть сотни страниц). Таким образом, применение стилей позволяет обеспечить в случае необходимости быстрое и безболезненное изменение внешнего вида документа на любой стадии его подготовки к печати.
Кроме того, использование таблицы стилей позволяет легко проводить эксперименты, подбирая гарнитуры и размеры шрифтов, отступы между абзацами, цветовые решения и способы выравнивания абзацев.
Для того чтобы создать таблицу стилей, проще всего взять лист бумаги и аккуратно выписать все виды текста, которые понадобятся для ее оформления. Обычно в публикацию входят следующие стили текста:
В случае необходимости могут быть определены стили и для других элементов публикации: примечаний, таблиц, различных списков, оглавления, врезок и подписей к схемам, если предполагается, что таковые должны присутствовать в документе.
При разработке структуры документа и таблицы стилей следует придерживаться принципа минимизации. Чем меньше стилей будет использовано в публикации, тем лучше. Не следует также использовать слишком много разных гарнитур. Оптимальным является применение трех-четырех гарнитур. Для выделения заголовков можно использовать одну гарнитуру, но разного кегля и насыщенности для заголовков каждого уровня.
Структура публикации может быть совершенно различной в зависимости от поставленной цели. Книги обычно имеют более строгую и простую структуру, чем широкоформатные газеты или толстые «глянцевые» журналы. В зависимости от сложности макета на разработку структуры публикации может уйти от нескольких минут до нескольких дней или даже недель. Однако потраченное на разработку структуры время не пропадет даром, а с лихвой окупится при верстке издания и его корректуре.
Если речь идет о макете периодического издания, к этой задаче нужно подойти еще более ответственно. Периодическое издание выходит регулярно и имеет свою целевую аудиторию. Люди привыкают к внешнему виду понравившегося им журнала и легко отыскивают его на лотках. Поэтому макет периодического издания нужно постараться сделать хорошо с первого раза, чтобы потом не пришлось его переделывать, сбивая с толку читателей новым дизайном.
Примечание: следует отметить, что для дизайна обложки «глянцевого» журнала определяющим фактором служит шрифтовое решение названия. Фотографии на обложке могут меняться от номера к номеру, а название остается всегда одинаковым. Примером может служить журнал «За рулем» - несмотря на качественно новый уровень полиграфии, шрифтовое решение названия было оставлено прежним, хорошо знакомым читателям. Название делается один раз. Не так важно, хорошее оно или не очень (понятия хорошего и плохого в дизайне весьма относительны). Будучи напечатанным, название становится «лицом» издания, и внесение в него каких-либо изменений является нежелательным.
После создания таблицы стилей следует разработать шаблонные полосы. На шаблонных полосах размещаются повторяющиеся элементы публикации, такие, как колонтитулы, номера страниц, графические элементы, а также устанавливаются границы колонок и поля. Все элементы, расположенные на шаблонной полосе, автоматически будут размещены на каждой странице, которой назначен данный шаблон. Шаблоны поддерживаются всеми системами компьютерной верстки (в Microsoft Word шаблонные полосы не могут быть использованы так же эффективно, как в специализированных программах верстки, однако разместить колонтитулы можно и в нем).
Использование шаблонов позволяет значительно ускорить процесс верстки. При необходимости внести изменения, например, в колонтитул, достаточно сделать это на шаблонной полосе, после чего на всех страницах, к которым был применен шаблон, изменения будут внесены автоматически.
Шаблонов должно быть столько же, сколько в публикации имеется структурных блоков. Например, в книге это могут быть главы. В колонтитуле обычно указывается название части и главы, чтобы читателю было легче ориентироваться. В таком случае очень удобно создать для каждой главы свой шаблон и разместить в нем колонтитул, содержащий название главы. Тогда не придется размещать колонтитулы вручную на каждой странице. В толстом журнале или газете отдельный шаблон можно разработать для каждой рубрики.
Еще одним преимуществом использования шаблонов является снижение вероятности ошибок, допускаемых при работе с большими документами. Гораздо проще проверить правильность нескольких полос шаблонов и соответствие их нужным страницам, чем пролистывать всю публикацию целиком.
Справедливости ради надо сказать, что любую публикацию можно сверстать, не применяя ни таблиц стилей, ни шаблонов, а используя только ручное форматирование. Причем результат может совершенно не отличаться от того же макета, сделанного с использованием этих средств. Однако одним из главных критериев мастерства верстальщика является скорость, а использование стилей и шаблонов позволяет в несколько раз повысить скорость верстки при прочих равных условиях (имеется в виду верстка не одностраничной листовки).
5. Принципы макетирования
Пакеты компьютерной верстки позволяют вносить изменения в макет на любой стадии его подготовки, однако, чем лучше будет разработан макет, тем проще и быстрее это можно будет сделать в случае необходимости. Рекомендуется начать макетирование с наброска, выполненного от руки на листе бумаги - это позволит быстро наметить общее решение макета. Однако для создания хорошего макета необходим опыт и знание хотя бы основ дизайна. Этой теме посвящены специальные учебные пособия, которые будет разумно изучить всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с необходимостью разработки макетов.
Многие начинающие дизайнеры подбирают сочетания элементов дизайна, используя метод «проб и ошибок». Это требует значительного времени и не всегда дает удовлетворительный результат. Поэтому, чтобы не работать «вслепую», нужно соблюдать некоторые основные правила макетирования.
Для любого макета будет желательной такая компоновка, при которой вокруг графических объектов, а также между текстовыми блоками остается достаточно свободного пространства. Это повышает комфортность чтения, потому что так читателю легче концентрировать внимание и проще ориентироваться. Основные элементы макета показаны на рис. 1.21.
Выворотка – полиграфический прием, когда отдельные элементы получаются не путем их напечатывания, а путем запечатывания окружающего пространства, это негативное изображение (светлое изображение на темном фоне).
Наличие достаточно широких полей в книгах и журналах обусловлено не только технологическими особенностями печатного процесса, но и эстетическими соображениями. В электронных документах, несмотря на то, что текст можно располагать до самого края экрана, все равно необходимо оставлять свободное пространство по краям текста. В начальный период развития сети Internet некоторые Web-дизайнеры пренебрегали этим правилом, в результате чего их страницы было очень трудно читать. Однако не следует и злоупотреблять слишком широкими полями, так как это создает впечатление «пустой» страницы, и у многих читателей, не искушенных в дизайне, может вызывать раздражение своей непохожестью на обычные книги и журналы.
Важным вопросом является определение количества колонок на полосе. В книгах, как правило, применяется одноколоночная верстка и вертикальное макетирование. Материал в них подается последовательно, кроме того, объем книг достаточно велик (от 120 до 700 и более страниц), поэтому верстка книг должна обеспечивать максимальное удобство чтения. Размер шрифта в книгах редко бывает меньше 10 пунктов, потому что чтение больших объемов текста, набранного мелким шрифтом, сильно утомляет глаза. В некоторых случаях (например, в изданиях на нескольких языках) используется двухколоночная верстка, при этом обе колонки должны быть достаточной ширины (для обеспечения этого условия иногда применяется квадратный или даже горизонтальный макет) (см. рис 1.22).
В еженедельных красочных журналах макеты гораздо разнообразнее. В отличие от книг, где макет, как правило, является единым для всей публикации (исключение могут составлять Цветные вставки, помещаемые обычно в середине книги), макет журнальных или газетных полос может быть различным для каждой рубрики. Например, для новостей используется трех- или четырехколоночная верстка, небольшой кегль шрифта и выравнивание по левому краю, а для больших статей - двухколоночная верстка с выравниванием по формату и кеглем 12 пунктов. Это позволяет гармонично сочетать небольшие разноплановые материалы (новости, рекламные публикации), рассчитанные на беглый просмотр, и тематические материалы, содержащие большие объемы текста и предназначенные для внимательного чтения (см. рис. 1.23).
В зависимости от ширины колонки выбирается кегль и гарнитура шрифта, а также способ выравнивания абзацев. При использовании узких колонок (например, четырехколоночная верстка на формате А4) в строке должно быть около 27-30 символов. При меньшем значении следует уменьшить кегль или выбрать более компактную гарнитуру, а при большем - наоборот.
В узких колонках выключка по формату выглядит малопривлекательно из-за неравномерных промежутков между словами, за счет которых программа пытается обеспечить ровные правый и левый края текстового блока. Поэтому для узких колонок обычно используется выравнивание по левому краю - в этом случае обеспечиваются оптимальные пробелы между словами, а неровный правый край зрительно увеличивает величину средника и не дает взгляду читателя перескочить на соседнюю колонку.
При использовании широких колонок обычно применяется выключка по формату - длина строки позволяет аккуратно выровнять правый и левый края текстового блока, не создавая режущих глаз разрывов между словами. Тем не менее, даже при достаточно большой ширине колонки могут иметь место слишком большие разрывы между словами.
В этом случае можно улучшить внешний вид текстовых строк, использовав переносы: при этом программа верстки сможет более точно настроить промежутки между словами.
Число последовательных переносов по правилам верстки ограничивается тремя - считается, что большое количество дефисов, идущих подряд, затрудняет чтение. Но иногда встречаются такие словосочетания, когда требуется большее число переносов. Для выхода из этого положения можно использовать так называемые «мягкие» переносы, которые расставляются верстальщиком вручную. «Мягкие» переносы дают возможность добиться оптимального расположения переносов в тексте и свести к минимуму оптические дефекты. В крайнем случае, когда без увеличения числа последовательных переносов не удается обойтись, лучше разрешить их, так как дефект «разорванных» слов значительно более заметен, чем наличие лишнего дефиса.
Макеты рекламных буклетов, листовок и плакатов весьма разнообразны. Это вызвано прежде всего тем, что создание рекламы - задача не столько верстальщика, сколько дизайнера. Однако, независимо от того, какой именно макет требуется создать - плакат, рекламирующий какой-либо товар, или торговую марку, или многостраничный буклет, посвященный деятельности предприятия или организации, - основное требование, которому он должен отвечать - максимальное воздействие на целевую аудиторию. На одну и ту же рекламу реакция разных людей будет различной, и очень важно, чтобы положительной она оказалась именно у тех, на кого она рассчитана. Поэтому все решения, принимаемые дизайнером во время создания макета - подбор фотографий, шрифта, ориентации страницы, выбор цветов, - должны быть согласованы со специалистами по маркетингу или непосредственно с заказчиком. Задача дизайнера облегчается в том случае, если у заказчика уже имеются фирменные цвета, логотип, выработан стиль, в котором оформляется его рекламная продукция. Если же разработку рекламы приходится начинать «с нуля», это может потребовать значительных затрат времени и сил.
Рис 1 24. Пример удачного и неудачного оформления рекламных буклетов
Главная идея рекламы должна быть очень заметна. Это не означает, что название товара должно быть обязательно написано центру белого листа огромными красными буквами (хотя и это исключено). Цветовое решение может быть вообще одно- или двухцветным, но главное, чтобы человек, в поле зрения которого окажется реклама, мог не только обратить на нее внимание, но и понять, что же ему хотели этим сказать
На рис 1 24 показаны удачное и неудачное решения лицевой части рекламного буклета стандартного формата А4 (в три складки) и даны краткие пояснения, что именно хорошо, а что - нет
Надо сказать, что оформление обложки красочного журнала или газеты имеет много общего с рекламой. Конкуренция на рынке печатной продукции в настоящее время очень высока, поэтому обложка во многом определяет объем продаж того или иного периодического издания. Именно поэтому разработкой обложки в крупных издательствах часто занимается специальный дизайнер, а издатели не жалеют средств на качественную обложку, несмотря на то, что это может поднять продажную стоимость и ее красочная печать, и тисненая бумага, и лакирование, - все достижения современной полиграфии, в первую очередь, можно увидеть на обложке
В отличие от рекламы, журналы содержат много разнообразной информации, ради которой их, собственно, и покупают поэтому при оформлении обложек очень распространенным приемом является вынос на нее заголовков статей, помещенных в номере, красивых фотографий, которые помогают покупателю быстро сориентироваться и принять решение о покупке.
Для хорошего макета обязательным условием является наличие единого стиля, который связывает воедино все элементы оформления и дизайнерские решения публикации.
Если для обложки, например, были применены растушеванные падающие тени, они должны применяться и внутри публикации. Если подписи под рисунками на одной полосе были размещены под иллюстрациями и выровнены по центру, то на другой полосе их желательно оформить таким же образом.
Не рекомендуется применять на полосе более четырех специальных эффектов - это создает ненужную пестроту и отвлекает читателя от содержания. Каждый применяемый спецэффект должен быть тщательно выверен и применен к тому графическому или текстовому элементу, который необходимо выделить.
Излишне однообразные макеты так же нежелательны, как и слишком пестрые. Если для книг единый макет всей публикации выглядит естественно, то полноцветный журнал толщиной в 40-50 страниц, отпечатанный на великолепной бумаге и при этом целиком сверстанный в три колонки шрифтом размером 9 пунктов, выглядит не слишком привлекательно.
Контрольные вопросы
Литература