Занятие № 5


Тема: Введение в издательские системы. Введение в полиграфию. Обзор пакетов для верстки
Цель: изучить понятие и назначение издательских систем, отрасли книгопечатания – полиграфии, дать представление о технологическом процессе допечатной подготовки и об оборудовании для допечатной подготовки.

 

План

  1. История печатного дела
  2. Технологический процесс допечатной подготовки
  3. Оборудование для допечатной подготовки

1. После изобретения печатного дела прошли века. Причем прогресс в этой области шел очень медленно:

Начиная с конца XX века и в настоящее время наблюдается бурный рост мелких типографий. Это обусловлено развитием цифровых технологий компьютерной верстки и допечатной под­готовки, а также стремительным развитием цифровой печатной техники. Многие предприятия и организации создают свои соб­ственные издательские группы и отделы для подготовки рекламной и внутрифирменной печатной продукции. Это, безусловно, имеет положительный эффект, так как заказчик может быстро получить требуемую продукцию, не обращаясь в специализированные компании. Однако вместе с тем в полиграфию пришло огромное количество людей, не имеющих специального образо­вания и незнакомых с традиционной типографикой, что неизбежно вызывает множество проблем и высокий процент брака. Кро­ме того, широкий ассортимент различной техники и программ для компьютерной обработки текста и графики требует глубоких знаний в этой области. Учитывая, что большинство этих техноло­гий было разработано за последние 10-15 лет, неудивительно, что опытных специалистов в области цифровой допечатной подготовки пока еще не слишком много Что же касается подготовки документов для публикации в сети Интернет, то эта область еще более молода, что также вызывает определенные затруднения.

После появления компьютеров произошел качественный скачок в полиграфии. В наше время даже один специалист, обладающий достаточной квалификацией, может подготовить к печати издание любой сложности, затратив меньше времени и сил, чем все рабочие типографии 18-19в. Предприятия получили возможность самостоятельно создавать издательские группы и отделы подготовки рекламной и внутрифирменной печатной продукции. Но вместе с тем в полиграфии есть много проблем и высокий процент брака. Широкий ассортимент различной техники и программ для компьютерной обработки текста и графики требует глубоких знаний. Поэтому опытных специалистов в области цифровой допечатной подготовки пока еще не слишком много. Развитие новых технологий, печати и ПО происходит настолько быстрыми темпами, что даже опытные пользователи должны постоянно повышать свой квалификационный уровень, чтобы не отставать от конкурентов.
2. Технологический процесс допечатной подготовки
Вообще говоря, верстка представляет собой процесс компо­новки текстового и графического материала для публикации в печатной или электронной форме. Поэтому представление о том, что верстка - это набор текста, является ошибочным. Версталь­щик получает уже набранный наборщиками текст и графику, подготовленную дизайнерами. Его задача - разместить материал на полосе в соответствии с макетом. В некоторых случаях в обя­занности верстальщика входит разработка макета, в других - этим занимается дизайнер, а верстальщику требуется только раз­местить материал.

Разработка проекта издания


Прежде чем приступать непосредственно к работе над макетом, нужно обговорить с заказчиком выдвигаемые им требования, после чего согласовать их с типографией. Целью подобных переговоров служит определение того, что нужно сделать, и того, что можно сделать в рамках выделяемого бюджета.
В настоящее время на рынке допечатной подготовки сущест­вует сильная конкуренция. Поэтому большое значение имеет не только сам предмет переговоров, но и то, как ведутся переговоры. От того, насколько успешно они пройдут, будет зависеть и график работы, и распределение ответственности, и сумма оплаты. В крупных типографиях и сервисных бюро этим занимаются менеджеры, в обязанности которых входит работа с клиентами, однако во многих случаях верстальщику требуется самому проводить переговоры с заказчиком.

Для достижения наилучшего результата в ходе переговоров будет разумно придерживаться следующих правил:

При особенно важных и больших заказах имеет смысл пригласить на переговоры с заказчиком представителя типографии, который сможет дать необходимые разъяснения и увязать пожелания заказчика с возможностями конкретной типографии.
После согласования данных вопросов с заказчиком можно приступать к разработке макета
Организация коллективной работы
Подготовкой издания к печати занимается несколько человек. Каждый из них должен хорошо представлять себе как свою часть работы, так и весь проект в целом, потому что это позволит добиться согласованности и слаженности действий всего коллектива.
В зависимости от уровня издательства количество сотрудников может составлять от двух до нескольких десятков или даже сотен человек. Руководитель обязан организовать работу таким образом, чтобы все проекты были завершены в срок и были выполнены на высоком профессиональном уровне. Это возможно только в том слу­чае, если имеются все необходимые специалисты и между ними налажена эффективная система взаимодействия.
Многолетняя практика издательского дела выработала определенные требования, следовать которым должна любая органи­зация, занимающаяся допечатной подготовкой и стремящаяся к повышению качества своей работы.
В состав редакции должны входить следующие основные специалисты.

В зависимости от направления деятельности издательства могут иметь и других специалистов - переводчиков, технических консультантов, журналистов, аналитиков, специалистов по созданию и поддержке Web-сайтов и др.
Все сотрудники в процессе работы находятся в непосредственном контакте друг с другом, поэтому чрезвычайно важно обеспечить им благоприятный психологический климат. Это позволит избежать конфликтов, которые неблагоприятно сказы­ваются на общей производительности.
Большой проблемой при организации работы издательства является текучесть кадров. В большинстве случаев это вызвано низкой оплатой труда сотрудников и высокой конкуренцией на рынке допечатной подготовки. Людей, умеющих работать с программами верстки и обработки изображений, достаточно большое количество, однако настоящих профессионалов среди них найдется немного. Между тем, один хороший профессионал может выполнить значительно больший объем работы и за гораздо меньшее время, чем неопытный сотрудник, не допустив при этом ошибок.
Поэтому руководители фирм должны хорошо представлять себе, что успех их деятельности в первую очередь зависит от квалификации и опыта сотрудников. Следовательно, в рабочей группе должен быть, по крайней мере, один высококлассный спе­циалист по обработке изображений и верстке и один хороший редактор - они смогут наладить работу остальных сотрудников в соответствии с технологическим процессом и обеспечить качественное и своевременное выполнение работы.
Процесс подготовки издания к публикации
Прежде чем опубликовать какой-либо материал, его вначале необходимо написать. Поэтому подготовка любого издания на­чинается с создания материала. Существует несколько основных способов получения материала:

При  подготовке  подобного рода публикаций основной объем работ выполняет дизайнер.
Для облегчения и систематизации работы с поступающими материалами  необходимо разработать и внедрить требования оформления рукописей, которые должны соблюдаться авторами.
Так, все тексты обычно требуется предоставлять на дисках в форматах *.doc. или *.rtf вместе с распечаткой, выполненной на лазерном или струйном принтере. Если какие-либо рисунки, таблицы или дру­гие элементы автор не может предоставить в электронном виде, ему необходимо выполнить их на отдельных листах от руки таким образом, чтобы их можно было легко и однозначно понять. В случае несоблюдения правил подачи материалов возможны большие потери времени на то, чтобы разобраться с материалами и привести их в соответствие с требованиями верстки.
В том случае, если автор может предоставить толь­ко рукописный текст, данный материал должен быть предвари­тельно набран наборщиком.
К сожалению, иногда еще встречаются руководители, которые недостаточно серьезно относятся к проблеме организации техно­логического процесса допечатной подготовки. В результате, несмотря на широкие возможности, предоставляемые современной техникой, среди полиграфической продукции нередко встречают­ся неряшливо сделанные макеты, непродуманно подобранные шрифты и цветовая гамма, большое количество опечаток и орфографических ошибок и другие дефекты.
Когда такие изъяны обнаруживаются (зачастую уже после печати тиража), некоторые руководители склонны обвинять в этом своих подчиненных. Случается, что ошибки совершает даже самый опытный работник, не говоря уже о начинающих, однако такой подход представляется не всегда справедливым.
Ведь задача руководителя в том и состоит, чтобы организовать процесс подготовки публикации к печати таким образом, чтобы если не исключить, то свести к минимуму возможные промахи работников. Добиться этого можно только тщательно и скрупулезно проверяя результаты на каждом этапе работы.
Достаточно посмотреть на книги, изданные в «докомпьютерный» период печатного дела, чтобы убедиться в том, насколько тщательно и аккуратно выполнялась их допечатная подготовка. Опечатки практически отсутствуют, а если даже таковые имеются, то в конце книги приводится их перечень с указанием страниц и всеми необходимыми исправлениями и пояснениями. А ведь раньше все работы выполнялись вручную и не существовало программ автоматической проверки орфографии и грамматики, систем оптического распознавания текстов, возможности предварительного просмотра сверстанных полос и многого другого.
Для того чтобы избежать досадных ошибок и получить наилучший результат, следует придерживаться следующего порядка подготовки издания к публикации:

Примечание: если вывод пленок выполняется в сервисном бюро (а для полноцветных изданий это почти всегда так), то повторный вывод может обойтись довольно дорого. Поэтому следует в каж­дом конкретном случае определять, нужно делать повторный вывод или нет.
Немаловажную роль в успешной работе играет правильная организация размещения файлов. Все используемые материалы должны быть строго систематизированы. Каким именно образом это будет сделано, зависит от предпочтений сотрудников, но главным условием при разработке структуры хранения информа­ции должна быть максимальная простота и легкость поиска. Выбранная один раз, такая система позволит избежать в дальнейшем множества досадных проблем и задержек, вызванных поиском нужного файла.
Особенно актуальна проблема организации файлов для крупных организаций и фирм, располагающих мощными разветвлен­ными локальными сетями. В таких организациях работает боль­шое число сотрудников, которые могут часто меняться и иметь различную квалификацию. Любой специалист, придя на новое место работы, должен потратить определенное время на изучение используемой структуры хранения данных. Поэтому при ее раз­работке необходимо сделать этот процесс как можно более ко­ротким, чтобы сократить непроизводительные затраты времени.
Организация файлов может быть подразделена на несколько этапов:

В процессе работы на жестких дисках накапливается большое количество разнообразных файлов и материалов, которые нежелательно уничтожать, так как они могут пригодиться в дальнейшем, но которые вместе с тем требуют значительного дискового пространства. В таком случае целесообразно записать такие фай­лы на CD или другой носитель и освободить таким образом место на рабочих дисках, сохранив при этом все накопленные материа­лы. Для того чтобы осуществить подобную операцию (в зависимости от скорости накопления информации ее может потребоваться выполнять раз в два-три месяца, а может - раз в году), совсем необязательно иметь собственное устройство для записи CD. Существуют специализированные фирмы, которые за разумную плату приедут непосредственно в офис с переносным уст­ройством и запишут всю указанную информацию. При этом будет обеспечена конфиденциальность и гарантия, что не было сделано несанкционированных копий.
Для получения действительно качественного издания требуется работать в тесном контакте с типо­графией и обеспечивать постоянный контроль качества печати, обрезки, переплета, а также следить за соблюдением сроков выполнения заказа. Хорошие бюро допечатной подготовки считают свою работу выполненной только тогда, когда заказчик примет готовый тираж.
Оборудование для допечатной подготовки
Конечно, в любой работе главным фактором всегда остается человеческий, но наличие профессионального оборудования позволяет значительно упростить процесс допечатной подготовки и максимально раскрыть творческий потенциал сотрудников.
Основным критерием при выборе оборудования является его соответствие задачам, которые предполагается решать. При этом желательно обеспечить некоторый запас мощности, который мог бы позволить использовать оборудование как минимум в течение нескольких лет, постепенно модернизируя его. Хотя производи­тельность современных компьютеров во много раз превышает аналогичные показатели моделей двух- трехлетней давности, конечный результат работы в первую очередь зависит от квалификации специалистов, и наличие мощной техники само по себе не является гарантией успеха.
В настоящее время развитие цифровых технологий происходит настолько быстрыми темпами, что приводить какие-либо конкретные параметры техники для допечатной подготовки пред­ставляется затруднительным. Между тем, стоимость необходимо­го оборудования достаточно высока, и от того, насколько правильно будет сделан выбор на начальном этапе, зависит работа организации в течение продолжительного времени.
Задача расчета подобных систем довольно часто возникает у тех руководителей проектов, которые только начинают осваивать эту перспективную область деятельности и, как правило, не име­ют еще достаточного опыта. Учитывая реалии отечественного бизнеса, надо признать, что в такой ситуации процент риска довольно высок, а неверные решения могут обернуться в будущем серьезными финансовыми проблемами.
В данном разделе приводятся основные сведения, которые бу­дут полезны как руководителям, желающим начать новый бизнес, так и всем тем, кто хочет увеличить производительность труда и максимизировать прибыль, инвестируя как можно меньше средств.
Прежде чем закупать оборудование, необходимо составить четкое представление о том, какие именно задачи предполагается решать, а также определить бюджет, в рамках которого требуется проводить расчет стоимости оборудования.
Следует учитывать, что кроме самой техники, нуж­но обеспечить все необходимые условия - в частности, помещение, оборудованного сигнализацией и металлическими дверьми, заземление, противопожарные средства и освещение. Электрон­ное оборудование очень чувствительно к перегреву, сырости и электромагнитным полям, что тоже следует учесть. Чтобы спе­циалисты могли эффективно работать, им должны быть обеспе­чены комфортабельные условия - освещение, температура и све­жий воздух.
После определения бюджета следует выполнить расчет необходимого оборудования. Если руководитель не обладает доста­точным опытом для самостоятельного решения этой проблемы, следует привлечь квалифицированного специалиста либо из числа сотрудников, либо со стороны. Этот этап очень ответственен и требует от руководителя такта и хорошего знания людей. Дело в том, что ответственность за принятие решения о покупке того или иного оборудования должен нести один человек - в этом случае можно избежать многих проблем в будущем. Если спе­циалист, который принимает решение, будет в дальнейшем сам работать на той технике, которую он выберет, он сможет подоб­рать оптимальную конфигурацию и в случае ошибки пострадает в первую очередь. Поэтому предпочтительным является вариант, когда выбор оборудования осуществляет кто-либо из сотрудни­ков. Специалиста со стороны следует привлекать в крайнем слу­чае, если своими силами справиться невозможно.
При создании калькуляции обычно рассматриваются две основные схемы для организации настольной издательской системы - минимальная и оптимальная. Первая включает в себя то оборудование, которое позволит решать поставленные задачи, а вторая - которое позволит решать их наилучшим образом в рамках выделенного бюджета.
Примечание: к сожалению, часто приходится наблюдать ситуа­цию, когда руководство организации не скупится на покупку дорогой техники, но при этом «экономит» на оплате труда спе­циалистов. Это объясняется тем обстоятельством, что, покупая оборудование, руководитель получает реальную вещь, а такое понятие, как «квалификация», в его глазах зачастую является чем-то абстрактным и неосязаемым. Парадокс заключается в том, что с учетом быстрого устаревания техники дело обстоит как раз наоборот - через полгода-год купленное оборудование дешевеет примерно в два раза, а опытные специалисты разбегаются.
В общем случае минимальная конфигурация настольной изда­тельской системы строится на платформе PC и включает одну рабочую станцию, оборудованную любым цветным монитором, поддерживающим 24-разрядный цветовой режим (True Color) и частоту развертки не ниже 75 Hz, планшетный сканер и струйный либо лазерный принтер с разрешением не ниже 600 dpi.
Если пленки предполагается выводить самостоятельно, этого оборудования достаточно. Если же предполагается переносить файлы для вывода пленок в сервисном бюро, следует предусмот­реть устройство для переноса информации. Рассмотрим все со­ставляющие минимальной системы.

Рабочая станция. Скорость развития вычислительной техники на сегодняшний день такова, что средний компьютер требуется модернизировать примерно раз в полгода. Программное обеспечение также становится все более требовательным к ресурса компьютера.  Поэтому для  графической станции  будет  введен принцип «чем мощнее - тем лучше». Процессор лучше ставить Intel, так как он хорошо оперирует числами с плавающей запятой (для графических приложений в основном требуются имение такие вычисления). Если предполагается больше верстать, чем' обрабатывать изображения, лучше отдать предпочтение жесткому диску большей емкости. Жесткий диск является немаловаж­ной составляющей в стоимости компьютера, поэтому не приходится рассчитывать на его быструю замену. В любом случае нуж­но использовать материнскую плату, которая позволит в дальнейшем серьезно модернизировать систему, меняя процессор» жесткий диск и наращивая память по мере необходимости.
Монитор. По поводу мониторов в среде дизайнеров и специалистов  по допечатной  подготовке часто разгораются  споры, а популярные журналы и сборщики ПК подогревают страсти вокруг этой проблемы. Выбор монитора действительно представ­ляет собой весьма сложную задачу. С одной стороны, выбор мо­делей очень широк, а с другой - цена на мониторы понижается намного медленнее, чем на компьютеры, и срок службы монито­ра рассчитан на десятки лет, поэтому при покупке монитора надо отдавать себе отчет, что в ближайшее время работать придется именно на нем.
Ниже рассмотрены основные параметры, по которым разли­чаются все мониторы:

В последнее время широко рекламируются жидкокристаллические мониторы для стационарных компьютеров, в том числе для графических станций. Следует сказать, что, несмотря на чрез­вычайно  высокую  цену, такие мониторы уступают обычным мониторам на базе электронно-лучевой трубки по качеству картинки и, особенно, - по скорости перерисовки, которая у жидкокристаллических дисплеев заметно ниже из-за инерционности присущей им конструктивно. Если для мобильных ПК применение дисплеев с активной матрицей обусловлено необходимостью обеспечить прежде всего компактность устройства, то для стационарной графической станции на первом месте стоит скорость и комфортность работы.
Монитор должен быть предельно точен в плане обеспечения корректной цветопередачи, т.е. соответствия цветов, отображае­мых на экране и получаемых на бумаге. Для художника-дизайнера больше подойдут мониторы с размером диагонали от 17, а также со специальной конструкцией маски - щелевой или апертурной решеткой, которые, в отличие от традиционной то­чечной, меньше перекрывают площадь потока электронов, что обеспечивает в конечном итоге более качественную цветопереда­чу. По такой технологии изготовлены, например, мониторы 17" Nee MultiSync E700 и 20" Mitsubishi Diamond Pro 2020U, или хорошо известные технологией Black Trinitron мониторы Sony.
Наиболее качественными мониторами по праву считаются мониторы фирмы BARCO Display Systems, поставляющиеся вме­сте с калибратором Optisense.
Сканер. Для решения большинства задач вполне достаточно будет обычного планшетного цветного сканера, дающего оптиче­ское разрешение 600 dpi. Наилучшими считаются модели таких производителей, как Umax, Agfa и Microtek. Если предполагается сканировать слайды или фотографические негативы, нужно по­думать о специализированном слайд-сканере (это актуально для фотостудий, занимающихся цифровой обработкой фотографий). Для небольшого издательства оптимальным выбором будет уни­версальный планшетный сканер со слайд-приставкой (одна из достаточно хороших моделей - Microtec ScanMaker 8700). Ска­нер, как и монитор, рассчитан на длительный срок службы и отличается высокой надежностью. Появившиеся не так давно «плоские» модели с CIS-матрицей пока еще недостаточно совершенны для использования в профессиональных целях.
Принтер. Если предполагается выводить пленки своими си­лами, стандартным решением является лазерный монохромный принтер, дающий разрешение минимум 600 dpi. Чем выше будет Разрешение принтера, тем больше полутонов он сможет вывести, поэтому разрешение является одним из главных параметров принтера для небольшого издательства. Вторым важным параметром является цена самого устройства и расходных материалов. Кроме того, важно, какой пастеризатор (RIP) использует тот или иной принтер. Для полиграфии желателен принтер, поддерживающий язык PostScript, однако стоимость таких устройств значительно выше аналогичных устройств, использующих язык PCL (считающийся стандартом для офисной  печати).
Струйные принтеры, имеющие высокое разрешение (совре­менные модели могут обеспечивать разрешение 2400 dpi), позво­ляют выводить цветные отпечатки фотографического качества, при этом их стоимость в несколько раз меньше стоимости лазер­ных принтеров. Несмотря на то, что пленки для струйных прин­теров стоят намного дороже пленок для лазерных принтеров, качество вывода плашечных заливок на струйных принтерах намного выше, чем на лазерных, которые в силу своих конструк­тивных особенностей не могут обеспечить сплошную заливку на пленках.
Поэтому для небольших издательств, ограниченных в средст­вах, целесообразно остановить свой выбор на хорошем струйном принтере, который позволит решить все задачи за разумную цену обеспечить вывод пробных отпечатков для правки в экономичном режиме, качественный вывод на пленки и печать цветных рекламных и презентационных материалов малыми тиражами.

 


Рис. 1. Оптимальная конфигурация настольной издательской системы

Сменный носитель информации. Существует широкий вы­бор устройств для переноса больших объемов данных - это съемные жесткие диски, устройства записи CD-RW, магнито­оптические дисководы и накопители Iomega-ZIP. Выбор кон­кретного устройства зависит от наличия аналогичного устройства у партнеров. В том случае, если точно неизвестно, с кем придется сотрудничать, разумно будет использовать съемный жесткий диск, так как по стоимости хранения одного мегабай­та данных он является самым экономичным. Съемный жесткий диск обеспечивает полную совместимость с любыми компьютерами партнеров, даже если они не оборудованы специаль­ным гнездом - достаточно открыть корпус ПК и вставить шлейф непосредственно на материнскую плату. Кроме того, такой диск может служить дополнительным рабочим диском в то время, пока он не используется для переноса информации, что является существенным преимуществом.
Для средних и крупных издательств наиболее эффективной является оптимальная конфигурация настольной издательской системы, включающей в себя несколько рабочих станций, объе­диненных в локальную сеть под управлением сервера на плат­форме Windows 98-2000 или Windows NT .
Еще одним вариантом (гораздо более дорогостоящим, но зато отвечающим требованиям самых взыскательных специалистов) может быть аналогичная система на платформе Macintosh, тради­ционно считающаяся оптимальной для работы с графическими приложениями и допечатной подготовки. Однако здесь имеется ряд проблем, многие из которых могут оказаться неразрешимыми в отечественных условиях. Платформа Macintosh, широко рас­пространенная в США, в странах СНГ представлена очень огра­ничено. Во многом это обусловлено тем, что стоимость аналогичных по мощности систем Apple в несколько раз превышает стоимость PC.
В любом случае для каждого сотрудника при такой схеме вы­деляется отдельная рабочая станция, каждая из которых может иметь собственную конфигурацию в соответствии с кругом ре­шаемых задач.

В реальных условиях, разумеется, число рабочих станций можно изменять произвольным образом, добавляя новые рабочие места по мере необходимости. Поэтому при разработке локаль­ной сети нужно сразу учесть возможность ее дальнейшего расширения. Вместо одной станции верстки их может быть две, три или десять, так же, как и других. Размер локальной сети ограни­чен только потребностями организации и бюджетом.
В некоторых случаях локальная сеть подключается к сети Internet, что дает возможность, во-первых, оперативно получать информацию, а во-вторых, использовать передачу данных партнерам непосредственно по сети. По такой схеме уже работают многие отечественные издательства, печатающие свои тиражи за рубежом. В этом случае можно передавать готовые макеты в формате PDF через спутник на борт самолета или океанского лайнера, совершающего круиз, и распечатывать их на лазерном принтере.
Использование сети Internet, с одной стороны, значительно расширяет возможности издательства. Однако, с другой стороны, это способствует увеличению риска заразить систему вирусом и требует более высокой квалификации обслуживающего персона­ла, который должен предотвратить несанкционированный доступ посторонних в систему. Поэтому, прежде чем подключать свою локальную сеть к Internet, следует тщательно взвесить все «за» и «против» такого решения.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные этапы возникновения печатного дела?
  2. Каковы особенности цифровой допечатной подготовки изданий?
  3. Каковы рекомендации по ходу разработки проекта издания?
  4. Какие специалисты должны входить в состав редакции?
  5. Какие существуют основные способы получения материала?
  6. Каков порядок подготовки издания к публикации?
  7. Каковы этапы организации файлов?
  8. Каковы рекомендации при выборе оборудования для допечатной подготовки?
  9. Охарактеризуйте основное оборудование для допечатной подготовки издания.

 

Литература